Комната Смерти

Комната Смерти

Старейший сайт ужасов Рунета (работает с 1999 года). Рецензии на фильмы, сериалы, игры, книги, комиксы. Join Us!
Vampire: The Masquerade Redemption

Vampire: The Masquerade Redemption

Комментарии: 0
Игры

Vampire: The Masquerade Redemption

Год выпуска: 1999

Платформа: PC

Разработчик: White Wolf Games Studio

Издатель: Activision

Системные требования: Pentium 200, 32mb RAM, 3dfx graphics adapter or better, DirectX 6.1

Интересно, всё же устроено человеческое сознание, с какой стороны не подойди, а что-то в этом есть! Не смотря на общепринятое презрение к стереотипам, именно они зачастую в наибольшей мере ответственны за формирование наших взглядов на ту или иную проблему, на какие-либо явления и предметы заселённого нами мира… Игровая индустрия при этом не становится исключением.

Вот напрягите сейчас свой мозг и признайтесь себе, какие ассоциации рождает в его глубинах аббревиатура «CRPG» ("Computer Role Playing Games")? А? Нечто кошмарное? Некроманты и зомби, рыцари смерти и вервольфы, вампиры и неупокоенные духи, зловещие тёмные культы, стремящиеся приблизить конец известной Вселенной… Эти ужасы не давали нам ночами спокойно уснуть, заставляя цепляться со всей силой благородного упрямства в издыхающую после двухмилионного клика по очередному клонированному монстру, скользкую от боевого пота мышку. И каким же образом они оказались способны на долгие часы приковать наши воспалённые, слезящиеся глаза к нудному мельканию плоских бессмысленных картинок на экране монитора? Только вспомните бессилие и отчаяние очередного Повелителя Ужаса, убиваемого уже в двести четырнадцатый раз ради того лишь, чтобы посмотреть, до какого уровня разработчики разрешили геймеру «прокачивать» героя…

Вместе с полчищами надоедливых бесов, скользких зомби, гигантских пауков и голодных адских гончих в наше сознание вторгались самые жуткие монстры - игровые и дизайнерские штампы. Они оглядывались, оценивая обстановку, успокаивались, быстро адаптировались к новым условиям обитания и приступали к сооружению собственных уютных гнёздышек в наших головах. Как результат - фэнтезийная атрибутика и игры с RPG-гемплеем в представлении рядового любителя виртуальных развлечений переплелись будто змеи на крылатом скипетре Меркурия и проникли друг в друга как символы «Инь» и «Янь» из китайской философии. С одной стороны - порождения Тьмы и Ужаса, а с другой - не шибко обременённые деталями туалета сексуальные героини и бугристые звёзды боди-билдинга с музейными мечами-кладенцами наперевес. Контраст в духе незабвенных Красавицы с Чудовищем - а как ещё можно произвести впечатление на игрока, обойдясь при этом минимальными средствами?

На самом деле разные есть способы… Но на их отыскание тоже необходимо потратить какие-то ресурсы! Гораздо легче идти проторенной дорожкой. Много ли вы знаете полноценных RPG, сюжет которых основывается не на фэнтези? Лично мне сразу припоминается «Fallout»… И только. На этом фоне по-настоящему радует факт, что не все разработчики и издатели игровой продукции оказались привержены штампам! Наверное, ни для кого не секрет, что в направлении на Запад от нас существует множество настольных игровых систем, в определённых кругах пользующихся большой популярностью. Самой популярной из них является, пожалуй, «Advanced Dungeons & Dragons» от «Wizards of the Coast», базирующаяся на классической фэнтезийной вселенной. В последнее время, кстати, стало модно переселять отдельные части этого мира из настольной реальности в клавиатурно-мышечную виртуальность. В связи с этим немалое количество CRPG, кичащихся свое причастностью к «AD&D», проходит каждый год перед нашим оценивающим взором. Однако, не «Forgotten Realms'ами» едиными жив мир настольных RPG! Такого мнения придерживались, судя по всему и разработчики из «White Wolf Games Studio», в 1999 году начинавшие работу над своим новым ролевым проектом. К тому времени уже достаточную популярность обрела настольная игра компании «White Wolf Publishing» выполненная в оригинальном жанре «Story Telling Game» (STG) - «Vampire: The Masquerade» действующими лицами которой стали не орки или эльфы, а существа куда более древние и почитаемые, избалованные классиками монстры-сластолюбцы - попросту говоря, вампиры.

Как я понял, основной чертой «V:TM» является наличие особой системы вампирских кланов, находящихся в сложных отношениях друг с другом. Этих группировок множество, принадлежащие к ним монстры обладают разными особыми свойствами, какие-то из них можно считать преимуществами, а другие - своего рода недостатками. Кланы обладают различными идейными и морально-философскими установками, исходя из которых либо заключают союзы с другими такими же шайками, либо воюют с ними насмерть. Скорее всего, игрок может примкнуть к любой партии. Отталкиваясь от этой концепции, развивается и сюжет «V:TMR». Правда, выбрать сторону, на которой мы будем биться за счастье всех кровососущих, не дадут - игра абсолютно линейна в прохождении. В основу сюжета положена картина противостояния кланов Бруджа (Прометианцев) и Тзимицу в канун вампирского Рагнарёка, точнее несколько эпизодов этой борьбы, имевших место быть в средневековых Праге и Вене, а также в современных Лондоне и Нью-Йорке. На эти мрачные кадры из хроники подпольной жизни вурдалаков нам посчастливится взглянуть глазами нескольких героев-вампиров, принадлежащих к разным группировкам. Символика кланов, кстати, украшает заглавный экран игры, всего этих образцов геральдического творчества тринадцать, однако в этой игре мы встретимся только с представителями примерно половины этого потустороннего многообразия.

Один из героев является основным и пройдёт с нами весь путь от начала, когда он ещё не является вампиром, через потерю своего человеческого естества, до самого конца, ознаменованного схваткой с могучим рогатым врагом всего вурдалачьего рода. Итак, на дворе десятый век нашей эры - самый разгар моды на крестовые походы. Табуны закованных в железо мужиков кочуют в Палестину за Гробом Господним, возвращаясь (как обидно!) ни с чем. На своём опыте ничему не научившись, в очередной раз собирают они шоблу и двигают в пески ссориться с сарацинами. По пути же, где-то поблизости от Моравийских холмов у них выходит стычка с язычниками, в ходе которой какому-то количеству благородных воинов пришлось-таки отдать свои жизни за истинную веру. Иные же были всего лишь тяжело ранены и остались на попечении жителей из окрестных селений, так как армии нужно было двигаться дальше. Среди этих последних оказывается и молодой крестоносец по имени сэр Кристоф Рамуальд, которого поразила предательская стрела неверного. Он приходит в себя под сводами женского монастыря Святого Креста, расположенного в славном городе Праге и первым, что воспринимает его проясняющийся взор, оказывается незаурядной красоты девичье личико. Скромная послушница по имени Анеска, ходившая за Кристофом, пока он был в бреду, смотрит на него и улыбается! Молодому рыцарю невдомёк, что эта улыбка будет преследовать его на протяжении веков… Любовь с первого взгляда, понимаете ли!

А потом следует ночное нападение уродливых тварей на монастырь, геройски отбитое полуживым Кристофом, после которого он узнаёт, что чудовища просачиваются на улицы Праги из старого заброшенного серебряного рудника за городом… Ну и дальше закрутилось, завертелось! Кристоф в порыве священного гнева прибивает одну из немаловажных шишек в клане Чимисков, ответственную за распространение мерзких монстров по округе и на короткое время становится героем всего города. Но никто не знает, что в это время происходит на тёмной, полночной стороне Праги, таящейся в сырых подвалах и глухих склепах. Оказывается, ретивый крестоносец разворошил-таки осиное гнездо, выступив супротив сил, о которых не имел ни малейшего представления. В общем-то, его уже приговорили к смерти весьма влиятельные в вампирских кругах личности и следующей ночи Кристофу не пережить. В этой ситуации Екатерина Мудрая, глава клана Бруджа, принимает решение об обращении рыцаря в члены собственного племени, надеясь обрести в его лице стоящего слугу. Сказано - сделано, Екатерина подкарауливает Рамуальда на улицах спящей Праги и что-то такое делает с ним, после чего он сам становится вампиром…

Для Кристофа это, вне всякого сомнения страшный удар и несмываемое оскорбление. Впрочем, ему ещё повезло, так как клан Бруджа - самый благородный и гуманистичный из всех вурдалачьих кланов. У его представителей даже есть предание о великом городе прошлого, в котором смертные и вампиры жили когда-то в гармонии и все усилия Бруджа теперь направлены на то, чтобы вернуть утраченную идиллию. Тзимицу же, на которых горячий герой ненароком наехал, являют собой полную противоположность Прометианцам - они звероподобны, дики, беспринципны и не остановятся ни перед чем для достижения собственных целей. Их можно назвать воплощением монструозности и мерзости вампиризма.

Как бы то ни было, Кристофу остаётся лишь смириться со своим новым состоянием и принести клятву верности Екатерине. Вся дальнейшая средневековая часть игры, составляющая примерно две третьих от общей её продолжительности, представляет собой последовательность очень разнообразных заданий, выполняемых Кристофом Рамуальдом на службе у клана Бруян. Все они исполнены весьма оригинально как с сюжетной, так и с дизайнерской точки зрения - чего стоят только подземелья под монастырём Петрин-Хилл, населённые вампирами-некромантами из клана Кападдоцио или земляные тоннели под городским кладбищем Праги, заваленные опустошёнными гробами и охраняемые крысоподобными Носферату! А как вам понравятся тайные колдовские лаборатории клана Тремере, стены которых удерживают толстые змеящиеся корни гигантских деревьев? А что насчёт мрачных застенков Тевтонского ордена, набитых под завязку грозными здоровяками в сверкающих латах? А та самая миссия в Вене, в которой нужно убить вампира-священника и действие её происходит днём (!), когда приходится красться вдоль узких полосок тени, во избежание испепеления солнечными лучами?

Обыденные городские интерьеры также впечатляют - кривые улочки Праги, залитые весёлым дневным светом или погружённые в ночную синеву, а также широкие заснеженные проспекты Вены, патрулируемые бдительными тевтонцами живут собственной суетливой жизнью. Пусть всё сделано незамысловато, зато качественно и со вкусом. Квесты по-своему тоже довольно интересны. Я, к примеру, и не ведал, что к уничтожению знаменитого Пражского Голема приложил руку некто Кристоф Рамуальд, павший крестоносец! Неисповедимы пути мыслей сценариста… В другом задании необходимо было отнять какой-то очень важный артефакт у оборванного харизматичного призрака древнего короля, путь к склепу которого как раз и лежал через крысиные норы Носферату. А ещё в одном - разоблачить нечистого на руку приближённого помощника вождя клана Кападдоцио, как раз и учинившего тот самый шухер с Големом… Ну и так далее.

Современная действительность, в которую Кристоф попадает после падения замка Висеград - цитадели Тзимицу в древней Праге, впечатляет уже несколько меньше. Видно, что эту часть игры доделывали второпях - размеры локаций скромнее и деталям окружающей обстановки уделено было не столь щедрое внимание. Но всё же и в современных Лондоне и Нью-Йорке в общем-то есть, на что посмотреть. Так, к примеру, порадуют притязательный геймерский взор мрачные тёмные интерьеры лондонского Тауэра, озаряемые вспышками молний, рвущимися из узких оконных проёмов, обрамлённых очень натурально развевающимися занавесками, населённые неприкаянными душами замученных узников, а также раскормленными наглыми паукообразными. Неплох будет и немалых размеров храм вампиров - поклонников египетского бога Сета, стилизованный под соответствующую эпоху. Встретятся и колоритные персонажи - особенно запомнился мне инфантильного вида безумный вампир-хакер, в переводе от 7Wolf'а поименованный странной кличкой «Делитель/Нуль».

Квесты в «современности» достаточно заурядные, они призваны лишь привести единственную сюжетную линию к логическому завершению - задания обычно сводятся к тому, чтобы найти какого-нибудь несчастного и показать ему кузькину мать. В конечном счёте Кристофу необходимо воспрепятствовать воскрешению особо неприятного типа, давным-давно на вампирском сходняке приговорённого к принудительному бездействию вплоть до Судного Дня и заключённого в особо прочный гроб. Если только этот товарищ вылезет из своего саркофага, то незамедлительно случится светопреставление - исход, нежелательный как для смертных, так и для кровососов. Где-то там находится и Анеска - захваченная Тзимицу и тоже превращённая в вампира - основной резон для бывшего крестоносца разыскать логово этого новоявленного мессии-антихриста.

Теперь, что касается непосредственно гемплея. «V:TMR» представляет собой полностью трёхмерную action-RPG с видом от третьего лица, по умолчанию со спины героя, несущая в себе все тягости наследия неупокоенного «Diablo». Левый клик мышки - бежим вперёд, открываем двери, сундуки, разбиваем бочки или атакуем врага. Правый - применяем особые полезные умения, изученные в ходе игры. Все остальные немногочисленные манипуляции осуществляются при помощи кнопочек и пиктограмм, расположенных на игровой панели, занимающей, кстати, в любом разрешении около четверти экрана (к счастью, её можно прятать). Под нашим контролем обычно находится партия героев, состоящая из двух-четырёх вампиров разных кланов, примыкающих к «пост-крестовому походу» Кристофа Рамуальда в строгом соответствии с буквой сюжета. Игрок в любое время может переключаться между этими персонажами, получая над одним из них полный контроль. Остальными в это время рулит недоделанный AI. Не знаю, может быть, это только у меня версия игры такая кривая, что навряд ли, но тот факт, что союзные NPC зачастую ведут себя несколько «неумно», к сожалению, неоспорим. Они, в частности, имеют склонность застревать в дверных проёмах, применять в бою абсолютно бесполезные умения, расходуя при этом драгоценный ресурс крови, не слушаться команд из имеющегося скудного набора… А иногда просто встают как вкопанные, как будто чего-то испугавшись и наотрез отказываются двигаться вслед за контролируемым игроком героем, пока их самих не возьмёшь под «ручное управление».

Ролевая система заурядна - как обычно, каждый персонаж обладает определённым набором характеристик - ну там, сила, ловкость, интеллект, остроумие и т.п., имеющих тенденцию к росту. Однако в данном случае разработчики почему-то решили отказаться от такого распространённого понятия, как уровень героя. То есть, дело обстоит таким образом, что за убийство каждого монстра на «личный счёт» персонажа поступает какое-то количество «экспы», которую потом, во время «отдыха» в «логове» можно всю разом потратить на увеличение значений характеристик, либо на приобретение специальных умений из «Кровавых Дисциплин» напрямую, безо всяких конвертаций. А можно не тратить, а скупо коллекционировать в ущерб статусу героя - как будет вам угодно.

Особого внимания заслуживает такая игровая характеристика, как «Гуманность». Каждый вампир, ясное дело, нуждается в том, чтобы иногда подкрепляться свежей кровушкой, во избежание, видимо, обезвоживания организма. Высасывать которую можно как из врагов во время жаркой схватки, так и в мирное время из нейтральных NPC, бесцельно шарахающихся по игровым локациям. Однако всю кровь из беспомощных цивилианов выпивать категорически не рекомендуется именно из соображений пресловутой гуманности. Как объяснение, предлагается следующая история. Вы знаете, что все вампиры ведут свой род от небезызвестного Каина, первого в истории братоубийцы? Ведь сами себя они так и называют - каиниты! Дело в том, что когда Каин убил Авеля, в нём родилось чудовище, толкающее его потомков на ужасные преступления. Таким образом, любой вампир, давая волю своей жестокости, пробуждает в себе это чудовище, которое в конце концов может полностью овладеть им. В этом случае он рискует утратить последние остатки человечности, что уже произошло с членами клана Тзимицу, и превратиться в безумного монстра-садиста. В игре такой принцип выражен в том, что кроме врагов убивать никого нельзя… То есть, можно, конечно, однако за уничтожение мирных граждан и слуг порядка при исполнении с Кристофа будут потихоньку снимать пункты «Гуманности», причём, если оная упадёт до нуля, игра, скорее всего, вообще завершится досрочно. А вот если этот показатель просто опустится ниже определённой черты, то игру-то вы пройдёте, но… Получите в конце весьма неприятный финал, ибо в «VTM-R» присутствует несколько альтернативных окончаний.

Выпитая кровища служит чем-то вроде неприкосновенного запаса, мол, если её много, то у вампира душа спокойна. А вот если недостаток, то обделённый кровосос может и вспылить - просто выйти из-под контроля и начать крушить всё вокруг себя. Но коли уж вообще ни капли не осталось, остаётся только положить клыки на полку - то есть окочуриться. Ещё кровь служит в этой игре заменителем маны, она расходуется в процессе кастования заклинаний различных магических школ, в «VTM-R» носящих название «Кровавые Дисциплины». В ходе «прокачки» героя становятся доступны всё новые и новые колдовские умения, и вот мы уже наращиваем силу, укрепляем броню, призываем нежить на службу, отращиваем себе здоровенные острые когти, захватываем контроль над разумом оппонентов, становимся невидимыми и т.д. и т.п. Всё это звучит красиво, однако на практике применяется редко. Учитывая то, что бар крови всегда должен быть заполнен как минимум наполовину, трата драгоценной влаги на всяческие эффектные, но малоэффективные магические выкрутасы смотрится делом крайне неразумным. Суровые реалии «V:TMR» таковы, что постоянно используется лишь очень ограниченный набор умений - таких, как высасывание крови, лечение, воскрешение, портал к «логову». Ну и в схватке с финальным боссом отлично зарекомендовала себя «заморозка». Всё остальное кажется непозволительной роскошью, к тому же зачастую весьма халтурно выполненной и неудобной в применении.

Ну и хотелось бы ещё сказать несколько слов по поводу применяющегося в игре оружия. При первом посещении магазина глаза, ясное дело, стремятся разбежаться в разные стороны от обилия имеющихся в наличии средств убеждения противника в своей правоте - видов брони, к примеру, гораздо меньше. Однако, по выполнении пары-другой квестов играющий обычно приходит к выводу, что глупо и непрактично тратить потом и «Кровавыми Дисциплинами» заработанное золото на бесконечный подбор далеко не дешевых, но почти не отличающихся друг от друга клинков и плюёт на это дело. Метательное оружие вообще выглядит как сплошное недоразумение - причинить кому-либо серьёзный вред при его помощи можно только случайно… Поэтому, сжав в одной руке верный волнистый «фламберг», а в другой - щит пошире, уже редко ощущаешь желание что-то менять. Но ведь 1/3 игры представляет нашу эпоху, что же насчёт современного оружия? Да, действительно, есть и такое. В лояльных к вампирам оружейных магазинах Лондона и Нью-Йорка при желании можно скупить целый арсенал - тут тебе и пистолеты, и винтовки, есть даже огнемёт, гранатомёт и ракетница! Тем не менее, побегав немного с этими «пукалками» обычно всё, что есть сдаёшь обратно продавцу, берёшь в руки всё тот же… ага, всё тот же «фламберг», а также здоровенный прямоугольный щит с надписью «POLICE» и идёшь рубить головы недружественным упырям всё в той же незатейливой средневековой манере. Хотя, вообще, огнемёт неплох, несмотря на то, что уж больно охоч он до боеприпасов, да и гранатомёт с ракетницей могут сгодиться, если заставить себя научиться ими пользоваться… Забавно выглядит некое устройство, стреляющее заострёнными кольями, которые почему-то не убивают вампиров, а лишь парализуют их на время.

Самое большое достоинство игры после продвинутого сюжета - графика. Даже сейчас она смотрится очень и очень неплохо, а четыре года назад так и вовсе вызывала восхищение и способна была спровоцировать падение со стула. Всё игровое действо происходит в абсолютно трёхмерной среде, насыщенной полигонами, высокодетализированными текстурами, потрясающими визуальными эффектами и миллионами градаций цвета. Хоть движок игры местами и глючит, всё же предоставляемые им возможности по конструированию целых областей живого яркого мира весьма и весьма внушительны, чем и воспользовались гейм-дизайнеры из «White Wolf Games Studio». На мой взгляд им особенно удались модели всяких и разных мерзостных тварей, населяющих потусторонне-мрачные пространства игры. Клыки и когти вампиров - это просто праздник какой-то! Хотя встречаются и недоработки. Вот, к примеру, на одном из уровней нашу партию останавливают и начинают подробно объяснять, почему потомки Каина не отражаются в зеркалах. Ну, выслушали мы эту лекцию, идём дальше - в следующем же зале на стенах полно зеркал. И что вы думаете? Наша партия в полном составе прекрасно в них отражается! Не скажу, что это в сколько-нибудь значительной мере повлияло на мои ощущения от игры, однако я всё же некоторое время пребывал в законном недоумении. Кроме этого мне посчастливилось встретить еще несколько подобных ляпов, впрочем, таких же мелких.

Что же мы имеем в конце концов? А имеем мы CRPG, укомплектованную незаурядным сюжетом, великолепной графикой, но, к сожалению ещё и посредственным гемплеем (которому, правда, нельзя отказать в некоторой увлекательности), а также стандартно-формальной ролевой системой. Кому же она придётся по душе? Мне думается, что все любители компьютерных приключений оценят её по достоинству, да и поклонникам кровососущих тварей во всех их ипостасях, определённо не стоит обходить «VTM-R» стороной, благо яркости и атмосферности ей не занимать. Хардкорные же ролевики скорее всего не найдут в этой игре для себя ничего интересного, да и фанатам «Diablo» нет резона ради неё вылазить из родных подземелий. Пускай лучше играют в «Divine Divinity» или в «Sacred» - им это будет полезнее. Так что же, всё таки фентезийный сюжет и интересная ролевая составляющая неотделимы друг от друга, по крайней мере в том, что касается CRPG? И все эксперименты в этой области обречены на неудачу? Пока к счастью, ответы на эти вопросы не очевидны - посмотрим, что покажет нам будущее, в частности новый проект «Vampire The Masquerade - Bloodlines», разработка которого завершается в настоящее время в недрах «Troika Games». Всем заинтересовавшимся игрой советую также посетить сайт www.travel.ag.ru, где кроме ещё одного хорошего обзора вы сможете найти краткое описание классических правил настольного варианта «Vampire: The Masquerade», изложенного в отдельной статье.

Having fun!

Автор - HereticXP

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.